Обозначение категорий масел
Аббревиатура API образована от первых букв названия Американского нефтяного института: A - от слова American; P - Petroleum (нефть); I - Institute (институт). Инженеры предложили разделить масла на группы в зависимости от их качества и предназначения для различных двигателей: дизельных и работающих на бензине.
Обозначение масла состоит из обозначения типа классификации и 2 букв, например: API SA, API CD. Первая буква после API - основная; она указывает, для смазки какого двигателя предназначается масло: S (от слова Service) - для автомобилей с бензиновыми двигателями, C (от слова Commercial) - для автомобилей с двигателем, использующим дизельное топливо. Вторая буква информирует о том, для двигателя какого года выпуска предназначается это масло, а также о наличии турбонаддува.
Буквы в обозначении категорий идут в алфавитном порядке и соответствуют хронологии выпуска автомобилей. CA, CB, CC, CD, CD-II, CE - масла для устаревших дизельных двигателей 1940-1989 гг. выпуска; CF - такое же масло для двигателей выпуска от 1990 г.; масло CF-2 предназначено для 2-х тактных двигателей, выпускаемых с 1994 г. CF-4 - для 4-х тактных моторов, выпускаемых с 1990 г. Масла CG-4, CH-4, CI-4 разработаны для дизелей 1995-2002 гг. выпуска; цифра 4 указывает, что они четырехтактные.
Линейка масел для автомобилей с двигателями на бензине начинается с марки SA; масло не имеет присадок. SB, SC, SD - масла для двигателей выпуска 1930 гг., 1964-1967 гг., 1968-1971 гг. соответственно. SE, SF - масла для техники 1972-1979 гг. и 1980-1988 гг. выпуска (все это устаревшие классы).
Моторные смазки для транспортных средств 1989-1991 гг., 1992-1995 гг., 1996-1999 гг., 2000-2003 гг. выпуска имеют обозначения API SG, SH, SJ, SL соответственно. Начиная с 2004 г. и до сегодняшних дней всем маслам присваивается индекс API SM. Комбинация обозначений, например SL/CH-4 означает: масло подходит всем типам двигателей независимо от используемого топлива.
Популярные масла для двигателей на бензине
Группу масел SJ утвердили 6 ноября 1995 г., а производство началось с 15 октября 1996 г. Масла этой марки предназначены для использования в двигателях на бензине; они призваны заменить более старые категории моторных смазок. Эксплуатационные свойства повышены до максимального уровня. Могут получать сертификат соответствия протоколу сбережения энергии API SJ/EC.
Летом 2001 г. начато производство масел категории SL. Эти масла рассчитаны для использования в много клапанных двигателях с турбонагнетателем; они поддерживают функции контроля и очищения выхлопных газов. В этом классе масел реализованы новые разработки и улучшения:
в выхлопе снижено количество токсичных веществ;
они не разрушают систему контроля и снижения токсичности выхлопа;
способствуют уменьшению износа;
образуют меньше отложений при работе двигателя в условиях высоких температур;
сохраняют смазочные свойства более длительное время.
В ноябре 2004 г. стали доступными масла со спецификацией SM; ее присваивают всем моторным маслам, выпущенным после этой даты. Использовать их рекомендуют прежде всего в много клапанных двигателях повышенной мощности с турбонагнетателями. Характеризуются высокими энергосберегающими свойствами, подтвержденными дополнительным сертификатом ILSAC GF-4.
Новый стандарт SN начал действовать с октября 2010 г. Для него характерны еще более высокие требования к качеству и другим техническим характеристикам масел по сравнению с моторными маслами класса SM. Процедура сертификации дает возможность использовать смазки класса API SN в новых бензиновых двигателях выпуска от 2010 года и до настоящего времени.
Особенности масел класса SN:
минимизируют расход бензина;
двигатель может работать на биотопливе;
обеспечивают повышенную износостойкость деталей поршневой группы, выхлоп с минимумом вредных веществ;
оберегают датчики систем контроля.
Популярные масла для дизельных двигателей
Моторные масла класса CF, CF-2 используются с 1994 г. Масло CF пришло на смену смазке CD. Пригодно для двигателей с разделенным впрыском, для двигателей, установленных на внедорожной технике или использующих топливо с повышенным содержанием серы (более 0,5% от массы). Масло CF-2 имеет улучшенные характеристики и признано лучшим для двухтактных силовых установок; заменяет смазку CD-II.
Для высокоскоростных дизельных силовых агрегатов с турбонагнетателем разработано масло CF-4, выпускаемое с 1990 г., лучшее для моторов м четырехтактным циклом; замена более старых классов CD, SE.
Масла стандарта CG-4 введены в обиход в 1995 г. Предназначено для высокоскоростной техники с двигателями, работающими на топливе с низким содержанием серы (менее 0,5%) и удовлетворяющими требования по токсичности выхлопа (действуют в США с 1994 г.). Для моделей, выпущенных в 1995 г. и позднее, считается лучшим.
Для высокоскоростных силовых установок, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% и удовлетворяющим новым требованиям по снижению токсичности отработанных газов, внедренных с 1998 г. в США, разработано масло класса CH-4. Выпускается с этого же года и может заменять предыдущие классы смазок.
В 2002 году США вводят в действие новые нормы по токсичности выхлопных газов. В ответ на новые требования производители предлагают следующий обновленный класс масел - CI-4. Они не только отлично защищают двигатели от продуктов сгорания топлива с повышенным содержанием серы, но и нейтрализуют вещества, поступающие в двигатель через систему рециркуляции (EGR). Через 2 года, в 2004 г. вводится категория CI-4 PLUS, масла которой удовлетворяют новым жестким требованиям по показателям вязкости, отложений, образования сажи.
Следующее обновление линейки смазок для дизельных моторов произошло в 2006 г.; масло получило обозначение CJ-4; удовлетворяет повышенным нормам по токсичности от 2007 г. при движении на скоростных трассах. Может использоваться в дизельных силовых установках с фильтрами улавливания сажи и очисткой отработанных газов.