Расшифровка цифр на моторном масле
Длительная и надежная работа двигателей внутреннего сгорания зависит от подачи масла в зоны трения деталей. На него в двигателе возложены три важные функции: уменьшение трения между деталями в узлах, их охлаждение и удаление продуктов сгорания топлива и частиц металла, образующихся вследствие износа. В процессе работы оно постепенно теряет свои полезные свойства.
Критически зависят от смазки стенки цилиндров в зоне движения поршня, коренные и шатунные подшипники, поршневые пальцы, детали механизма газораспределения. Степень охлаждения двигателя маслом значительно ниже, чем воздухом и охлаждающей жидкостью, но оно есть и его следует учитывать. Смазочная жидкость омывает детали и уносит с собой частицы пыли, отложений, продуктов износа; они скапливаются в поддоне и в масляном фильтре.
Существует несколько классификаций моторных масел, в основу которых положены их те или иные свойства. Американские специалисты в основу своей классификации положили такие свойства масла как вязкость и текучесть. Вязкость обеспечивает образование тонкой пленки на поверхностях трущихся деталей, а текучесть — прохождение через самые тонкие отверстия.
Классификация SAE
Сокращение SAE происходит от английского названия; S — от слова Society — Ассоциация; A — от слова Automotive — Автомобильных; E — от слова Engineers — Инженеров. Сотрудники ассоциации поделили все масла на 11 групп: 6 — для зимнего сезона, 5 — для летнего периода. Маслам зимней группы присвоены значения от 0 до 25 с интервалом 5 и добавлением буквы W (от английского названия winter — зима). Летняя группа масел имеет обозначение от 20 до 60 с интервалом 10. Две цифры в обозначении, разделенные буквой W, означают, что масла всесезонные.
Все возможные комбинации обозначений обычно представляют в виде таблицы, значения в которой упорядочены по возрастающей, например: 5W, 10W, 5W30, 5W40. Первое число указывает на значение низкой температуры, при которой двигатель запускается безопасно; отсчет ведут от -40С (в классификации SAE это 0W). При этой температуре масло еще сохраняет свою текучесть, поэтому ее называют температурой прокрутки.
Для нахождения минимальной рабочей температуры водители используют простой способ. Отнимая от первого числа обозначения SAE 40, получают температуру прокачки; отнимая 35, получают температуру прокрутки. Разность чисел — 5. Обозначение 5W40 указывает, что двигатель безопасно заводится при -30С.
Значение после буквы W характеризует смазочные свойства масел для высоких температур; чем цифры больше, тем более густая консистенция. Разработчики ориентируются на значение приемлемой температуры внутри двигателя в пределах 100-150 С; величины соответствуют значению вязкости при максимальном нагреве двигателя.